Новости

четверг 25 февраля   16:54  
Пуровские казаки приняли участие в праздновании Дня оленевода в фактории Кар – Нат, установив свой Казачий православный чум

21 и 22 февраля 2015 года в Кар-Нате Пуровского района проходили соревнования по национальным видам спорта и среди улицы чумов, стоящих среди вековых кедров и лиственниц, особо выделялся Казачий чум с установленной над входом иконой Николая Чудотворца. Установление православного чума на центральной площади импровизированного стойбища, стало общим проектом Администрации Пуровского района, миссионерского отдела Свято-Никольского храма города Тарко-Сале и казаков Пуровского станичного казачьего общества. Казаки сначала помогали в установке походного алтаря в чуме, а затем участвовали в проведении церковных треб и встрече гостей.

Вот уже несколько лет весенний марафон спортивных и праздничных мероприятий, посвященных Дню оленевода в Пуровском районе, открывают районные соревнования по национальным видам спорта, проходящие на фактории Кар-Нат. Это мероприятие интересно тем, что в нем принимают участие все национальные предприятия и общины коренных жителей Пуровского района. В этот день на берег Айваседо-Пура приезжают лесные и тундровые ненцы, коми-зыряне (изьватас), южные ханты и северные селькупы. Праздник проходит два дня и, если посчитать количество чумов, то можно с уверенность сказать, что в этот день в нём принимает участие вся пуровская тайга и тундра. Не остаются в стороне и казаки Пуровского СКО, которые понимают свою историческую миссионерскую деятельность и активно пропагандируют православные ценности, совместно со священниками несут их в массы коренных жителей Севера.    

Чум – это древнейшее жилище ненцев, которое по всем параметрам отвечает кочевому образу жизни тундровиков и суровым условиям Севера. Железная печка посреди чума, это практически единственное отличие, которое претерпело традиционное жилье коренных северян за последние триста лет, во всем остальном в жилище осталось все без изменений. Чум для ненца это не только жильё, но и культовое сооружение, определяющее и несущее в себе массу обрядов и запретов, регулирующих кочевую жизнь. К примеру, в чуме есть женская и мужская половины, есть место для хранения только мужских или только женских вещей. И при установке икон, подсвечников, столика для свечей и религиозной литературы казаки и настоятель Свято-Никольского храма города Тарко-Сале протоиерей Алексей Падылин постарались при обязательном соблюдении всех православных канонов максимально учесть обычаи и правила коренных жителей в размещении вещей и походной мебели внутри чума. Походный иконостас был размещён на противоположной от входа стороне чума, у ненцев эта часть их традиционного жилища считается священной.   
Богослужение в православном чуме началось с водосвятного молебна и к его окончанию в чум зашли первые посетители из числа коренных жителей. Это были две семьи лесных ненцев из стойбища Медвежья гора. Отец Алексей не раз бывал у них на стойбище и, увидев его в церковном облачении, они поспешили к нему на встречу.
Общение с коренными жителями в православном чуме предусматривало не только проведение церковных треб, но и простое чаепитие. Правда, хозяевам чума редко удавалось сесть за стол, в чум заходило много народу, среди которых особенно много было детей, многодетных семей и молодых мам с маленькими детьми. По просьбе коренных жителей на второй день работы православного чума была освящена целая фляга святой воды, которую раздали посетителям православного чума.  

В завершение стоит отметить, что опыт установки первого на Ямале православного чума непосредственно в стойбище коренных жителей можно признать успешным. Организация подобных поездок дело не простое, нужно знать обычаи и традиции коренных жителей, много времени и сил отнимает у миссионеров сложная транспортная схема, сложившаяся на Крайнем Севере, и в этом деле крайне востребована помощь представителей казачества. История участия сибирских казаков в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на территории Сибири началась с момента её присоединения к Российскому государству. И в наше время сибирские казаки, считающие себя наследниками открывателей бесконечных сибирских просторов, считают своим долгом участвовать во всех миссионерских поездках священнослужителей.
 
 
 
 
 



архив
Отделы Сибирского казачьего общества: