Новости

вторник 29 апреля   11:18  
Организация казаков «СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА» объявляет итоги областного конкурса сочинений на тему «Мои предки – казаки».

Главная цель конкурса – сохранение и развитие традиций и культуры сибирского казачества.
  Всего в конкурсе приняли участие около 70 школьников и студентов Новосибирской области. Творческие работы от потомков казаков поступили из средних общеобразовательных заведений Новосибирска, Новосибирского и Ордынского районов. Самыми активными участниками конкурса стали воспитанники Бердского казачьего кадетского корпуса имени Героя Российской Федерации  Олега Куянова, в котором при поддержке администрации учебного заведения был проведен свой этап областного конкурса.  
  Конкурсные работы участников оценивали с точки зрения глубины раскрытия темы, логики изложения, оригинальности, эмоциональности, и, конечно, грамотности. Победителями конкурса стали 10 участников.
  В номинации «Лучшее историческое исследование» лучшим сталкадет 9 «А» класса Бердского казачьего кадетского корпуса имени Героя России О. Куянова Никита Пичугин. Родословная Никиты, как ему стало известно из старинных документов, ведет свою историю от Пичужинских казаков, которые были упразднены Высочайшим Указом Императора Александра I (1801 - 1825 гг.), и, по-видимому, стали создателями казачьих поселений по Колывано-Кузнецкой линии (в дальнейшем Бийской казачьей линии). Никита уже провел огромную работу по изучению своего рода, используя словари, архивные документы,  беседы с представителями старшего поколения. Юный казак отмечает, что ему предстоит еще много работы по поиску родовых корней, восстановлению родового генеалогического древа, биографий родственников по линии казаков Пичугиных. «Годы безвременья стерли границы родственных связей, но каждый, кто имеет отношение к фамилии Пичугиных, мне особенно дорог, - пишет он в заключение сочинения».
В номинации «Воинские традиции сибирского казачества» призовое место занял кадет 10 «Б» класса Бердского казачьего кадетского корпуса имени Героя России О. Куянова Юрий Рянжин. «Моего папу зовут Рянжин Андрей Павлович, – пишет Юрий. - Папа много для меня значит. В детстве мама рассказывала, что мой папа был добрый и очень заботливый и что он много умел. Он готовил коней для моих старших братьев, с детства он учил их боевым казачьим искусствам, верховой езде, владением шашкой, казачьим песням и танцам, традициям и заповедям. Был избран атаманом Иртышского казачьего общества. Погиб он в 1998 году, когда мне было 1,5 года. Своего прадедушку, Рянжина Емельяна Марковича, мне не довелось увидеть. Это был настоящий казак, стройный, кудрявый и голубоглазый, всегда носил большие усы. С прабабушкой, Рянжиной Екатериной Ивановной, венчались они в Троицкой церкви. Он любил скакать на коне и рубить шашкой. Во время гражданской войны он был кавалеристом. Служил в казачьей армии. В 1941 году прадед ушел на фронт, но через год вернулся на костылях, так как был ранен в ногу и долго не мог ходить. Его боевая шашка передавалась по наследству от  него к моему деду, от деда к моему отцу, а потом она передалась моему старшему брату; сейчас она висит в отдельном углу в доме вместе с формой отца».
  Победителем в номинации «Моя казачья родословная» сталкадет 8 «А» класса Бердского казачьего кадетского корпуса имени Героя России О. Куянова Игорь Вадько. Он пишет: «Мой род происходит от Ивана 1 Басараба, основателя Дакии, Валахии, Трансильвании и т.д. Это был  очень знатный род Валашских князей и воевод, корни его уходят на территорию нынешней Румынии. Выискивая в архивах какие-либо сведения о людях, имевших фамилию Басараб, мы с отцом обнаружили упоминание только об одном человеке, он был канониром, то есть рядовым в артиллерии, который обслуживал пушки. Позднее он основал свой хутор, который был назван в честь фамилии Басарабивка, там было всего двенадцать дворов. Дочка этого канонира вышла замуж за потомственного казака из Запорожской сечи, носившего фамилию Вадченко, т. е. сын Вадько. Во всех последующих поколениях были военные, в семье этим очень гордились. Единственная реликвия, сохранившаяся с того времени - это кредит на пять рублей и монеты, изготовленные в царское время».
  Лучшую работу в номинации «Семейные традиции сибирского казачества» написалкадет 10 «Б» класса Бердского казачьего кадетского корпуса имени Героя России О. Куянова Руслан Сухарев. В роду Руслана всегда соблюдались и соблюдаются казачьи обычаи: «уважать старших, проявлять любовь к Родине, заниматься спортом, вертеть шашки, помогать бедным и бессильным. Мы всегда гостеприимны и щедры, трудимся по совести, заботимся о детях и родителях, не обижаем сирот, с уважением относимся к женщинам (матери, сестре, жене). У нас всегда в авторитете отец с матерью. Мои предки обращались к отцу, матери только на «вы». Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось спросить разрешение пройти. У нас всегда был устав, по которому мужчина не должен вмешиваться в женские дела, а женщина - в мужские. Считалось позорам, если мужчина занимался женскими делами. Самым отвратительным пороком в человеке считали обман, не только делом, но и словом. Всегда был востребован культ подарков и гостинцев. У моего прапрадеда перед выездом из дома на войну коня подводила моя прапрабабушка, держа повод в подоле платья, и приговаривала. Я считаю, что казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков, предков. Мне хотелось бы, чтобы казачество возродилось как в старые времена, т.к. казак – это тот, кто любит и помогает процветать своей Родине.»
  Бесспорным победителем в номинации «Семейные ценности сибирского казачества» стал14-летний Степан Бочкарев из Ордынского района. Семья Степана провела огромную поисковую работу по изучению родовых корней. Переписка с архивами не сразу дала результат. «А помог нам найти информацию историк Юрий Аркадьевич Фабрика в Музее истории Сибирского военного округа г. Новосибирска, - рассказывает Степан. - Он привлек специалиста (единственного в Сибири) по военной форме. И теперь мы знаем, что мой прадед, Власенко Прокопий Семенович, служил в 3-й батарее 1-ой гренадерской генерал-фельдмаршала графа Брюса артиллерийской бригаде младшим фейерберкером. Это была самая элитная часть русской артиллерии. Бригада была воссоздана 15 февраля 1904 г. В загсе мы узнали годы жизни Власенко Прокопия Семеновича – 1882 -1942 г.г. и Власенко Феодоры Антоновны 1887-1968 г.г. На могилках деда и бабушки установили таблички. На могилке деда поставили новую оградку. Фотографию с прадедом, как только она перешла в нашу семью,  мы поместили в рамочку под стекло и повесили на самое видное место.” Но самое главное в этой традиционной казачьей семье то, что Степан и его брат – приемные, но считают себя потомками казачьего рода, занимаются спортом и готовятся к службе в армии.
 В номинации «Мой прадед – сибирский первопроходец» лучшей стала работа кадета 7 «А» Бердского казачьего кадетского корпуса имени Героя России О. Куянова класса Антона Войтиха. Он пишет: «Моя родословная своими корнями уходит глубоко в прошлое. Много очень известных людей в моей семье. В этом рассказе я пишу об одном из них. Мой дедушка поведал мне о  Великом человеке - выходце из моего рода казаке Елисее Юрьевиче Бузе. Он был казачьим десятником, служившим своей родине, которую он любил и чтил всем своей душой. В записях книг Енисейского острога он впервые был упомянут в 1630-ом году в списках рядовых стрельцов. Большая вероятность того, что он участвовал в строительстве острога в 1619 году. Он был землепроходцем, служившим в восточной Сибири. В 1632-ом году в составе отряда десятников И. Ермолина и В.Е. Бугра был отправлен на р. Лена в помощь енисейскому сотнику П.И. Бекетову. Совместно с людьми Бекетова до весны 1633-его года он участвовал в походах по «новым землям», не обходилось и без стычки с якутскими родами, которые не желали идти «под властную государеву руку». Через  3 года он был направлен из Енисейска с повелением осмотреть все реки, впадающие в Северно-ледовитый океан, и наложить дань на прибрежных жителей».
  Автором лучшей работы в номинации «Православные традиции сибирского казачества» стала 9-летняяЕсения Пальчикова из Краснообска. Изучать историю своего рода, культуры и традиции казачества Есении помогает бабушка Валентина Михайловна. «С детства люблю разглядывать старые фотографии моих предков, слушать бабушкины рассказы о наших прадедах, - рассказывает юная казачка. - Бабушка всегда вспоминает свою маму, своего дядю, которые оставили в наследство схему родословного древа, свои воспоминания, записанные на аудио и видеокассеты». Есения мечтает побывать в селе Беллык, которое возникло в 1726 году в результате освоения Хакаско-Минусинской котловины русскими казаками, в том числе и ее предками. В этой семье следуют православным традициям, например, есть «традиция отмечать дни памяти наших дедов.    Ходим с бабушкой в храм. А дома зажигаем свечи, читаем молитвы об упокоении: «Вечная память! Вечная память! Вечная память! Души их во благих водворятся, и память их в род и род…».
  Самая юная участница конкурса первоклассница Ива Щепалина стала победительницей в номинации «История одной фотографии». На снимке, про который написала Ива в своем сочинении, изображен прапрадедушка Сочнев Григорий Иванович: «Во время первой мировой войны он воевал с немцами и защищал Родину. Служил он  у генерала-адъютанта Брусилова Алексея Алексеевича и участвовал в брусиловском  прорыве. На этой войне прапрадедушка был пластуном. Пластуны - это очень выносливые люди и лучшие стрелки. Они несли сторожевую и разведывательную службу. Пластуны несли свою службу в очень тяжелых условиях. Во время войны прапрадедушку тяжело ранило, и его отправили в госпиталь. Григорий Иванович награжден Георгиевским крестом за боевые заслуги и проявленную храбрость. Я горжусь своими предками и своим прапрадедушкой».
  В номинации «Дизайнерский талант» победила ученица 8-го класса новосибирской средней общеобразовательной школы № 72 Евгения Титова. В своем сочинении она рассказала не только об истории сибирского казачества, но и особенностях военной формы, казачьем холодном оружии и символике Сибирского войскового казачьего общества. «Одним из древнейших воинских атрибутов являлось знамя, - рассказывает Евгения. - Знамёна считались знаковым символом духовной и воинской культуры. В летописных свидетельствах упоминается одно большое (Ермаково). Согласно преданиям сохранилось 2 иконографических знамени с изображениями архангела Михаила и Спаса Нерукотворного. Казачьи знамёна олицетворяли праведную власть, объединяли и соединяли всех, кто стоял под ними. Знамёнам приписывалась сверхъестественная сила, которая действовала во время сражений». Евгения грамотно дополнила свою работу наглядными иллюстрациями: рисунками и репродукциями.
  В конкурсе сочинений принял участие 5 «К» класс новосибирской средней общеобразовательной школы № 165. Юные казачата стали победителями в номинации  «Наш дружный казачий класс». В своем коллективном эссе ребята написали о своих предках: «Мой прадед Кулагин Григорий Васильевич защищал Родину в Великую Отечественную войну. Два долгих года он воевал, домой возвратился без ноги: оторвало до колена взрывом… У нас сохранилась фотография прадедушки. Это наша семейная реликвия.» (Толя Кулагин) «Мой дед воевал в Афганистане. Он погиб. У нас сохранилась его фотография, мы ею очень дорожим. Бабушка постоянно смотрит на неё и вспоминает дедушку, и нам напоминает о нем каждый день. Я хочу быть смелым и отважным, как мой дед.» (Миша Бардин) «Мой прадед воевал в танковой дивизии и получил награду за взятие Берлина. Именно там его сфотографировали. Эту старую фотографию мы очень бережем. Она стоит у нас на самом видном месте в красивой рамочке.» (Дима Бахметов) «Я очень горжусь своим прадедом, он служил в казачьем корпусе возле города Красноярска. У нас хранится его форма – китель, на котором 12 значков и 5 медалей. Моя форма кадета похожа на форму прадедушки, и я этим горжусь. Мой долг – продолжить дело прадеда и сохранить корни казачества в нашем роду.» (Дряб Степан)
  Каждое сочинение, поступившее на конкурс, - интересная и заслуживающая уважения история семьи, повествование о воинских, православных и просто житейских  традициях сибирских казаков, животрепещущий рассказ о совместных поисках родовых корней в архивах, книгах и других источниках. Каждое сочинение – важный пример передачи казачьих традиций и казачьей родословной от поколения к поколению, пример патриотического воспитания будущих воинов. Проведение конкурса позволило собрать эти уникальные истории, рассказать о них широкой общественности, а значит, дало импульс развитию культуры и традиций казачества в Новосибирской области. 
 



архив
Отделы Сибирского казачьего общества: