Новости

вторник 27 августа   10:06  
Пуровские казаки совершили миссионерскую поездку к лесным ненцам


   20 августа настоятель Свято-Никольского храма города Тарко-Сале иерей Алексей Падылин вместе с казаками Пуровского станичного казачьего общества совершил миссионерскую поездку в стойбище Медвежья гора. Сопровождение священнослужителей в поездках в отдаленные земли всегда было почетной обязанностью для сибирских казаков. И в наше время казаки принимают активное участие в миссионерских поездках представителей Русской Православной Церкви. Время поездки было выбрано не случайно. Миссионерским отделом Таркосалинского прихода было принято решение в дни празднования Яблочного Спаса отвезти фрукты маленьким северянам, живущим вместе с родителями в тундре.
   Межвежья гора - самое большое стойбище в харампуровской тундре. Свое наименование оно получило от одноименного святилища лесных ненцев, расположенного на левом берегу Айваседо-Пура. Сегодня в нем проживает более 15 семей. Добраться до стойбища совсем не просто, и в качестве подарков было решено привезти более 100 килограммов арбузов и яблок.
Дорога в стойбище состояла из трех этапов. Сначала нужно было на машине доехать до Харампура, потом преодолеть около тридцати километров по реке на моторной лодке и далее дойти пешком по тайге до чумов стойбища. В осенний период уровень воды в реке Айваседо-Пур снижается, множество песчаных отмелей и перекатов делает русло практически не судоходным, и только опытный проводник может по одному ему известным приметам пройти по центру фарватера реки. Для миссионеров таким проводником стал Виктор Айваседо, который много лет живет в Харампуре, хорошо знает  характер стремительного течения реки и благодаря ему водная часть путешествия завершилась быстро и благополучно.
  Самым сложным был третий этап, но жители стойбища были предупреждены о приезде священнослужителя и встретили гостей на берегу реки на снегоходе «Буран» с нартами. Снаряжать грузовую нарту, даже не стандартным грузом, привычное дело для коренных северян и буквально за несколько минут все арбузы и пакеты с яблоками были не только аккуратно перенесены на берег, но и надежно закреплены и аргиш направился вглубь соснового бора. Все, кому посчастливилось побывать в гостях у жителей Медвежки, как ласково называют жители свое стойбище, поразились красоте места, где стоят чумы. Реликтовый чистый сосновый бор, брусничник и белый ягель словно специально созданы для того, чтобы здесь селились люди.
   Но вот, все дорожные трудности позади, подарки заботливо уложены на нарте в центре стойбища, и все жители собрались для встречи со священником. В начале богослужения отец Алексей рассказал о традиции празднования Преображения Господнего, затем отслужил молебен в честь этого праздника и окропил привезенные гостинцы и всех собравшихся крещенской водой. По окончании молебна дети разнесли вкусные подарки по всем чумам стойбища.
    Коренные жители всегда открыты для общения и вопросы, с которыми они обращались к отцу Алексею, касались всех сторон жизни. Во время беседы одна бабушка рассказала ему о своем беспокойстве по поводу участившихся приездов к лесным ненцам проповедников различных сект. И здесь нужно отметить, что эту проблему пожилая женщина озвучила вполне обоснованно. Коренные северяне доверчивы и невольно попадают под влияние чуждых им религиозных учений.
    История же православного миссионерства среди лесных ненцев насчитывает уже более четырех веков. Первый свет Христовой веры был принесен в этот холодный и отдаленный край еще в начале XVII века священнослужителями, пришедшими на берега северных рек вместе с купцами, промышленниками-первопроходцами и казаками. В этой истории было много драматических страниц, примеров истинного самопожертвования со стороны казаков и  священнослужителей, но никогда не было насильственного крещения и навязывания запретов, разрушающих традиционный образ жизни коренных северян. Приобщение коренных жителей к православию всегда шло через простое человеческое общение и сопровождалось заботой о лесных жителях. 
    Казалось, общению тундровиков со священником не будет конца, но северное гостеприимство не позволяет излишне утруждать гостя и встреча завершилась общим чаепитием в чуме и обещанием казаков снова приехать в гости к жителям стойбища «Медвежья гора».




архив
Отделы Сибирского казачьего общества: