Алтайское отдельское казачье общество
Атаман Алтайского
отдельского казачьего общества
Сибирского войскового казачьего общества
Непомнящих Евгений Васильевич
Сибирского войскового казачьего общества
Непомнящих Евгений Васильевич

Казачий
чин: хорунжий
Родился 18 января 1973 года в г. Тюкалинск Омской
области.
Образование: Высшее, в 1995 году окончил музыкально-педагогический
факультет Алтайской государственной академии культуры и искусств
В казачестве с 1992 года, с 28.10.2022 года Атаман Алтайского
отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества отдела
СВКО.
Награжден медалями Сибирского
войскового казачьего общества: медаль «Атаман Ермак Тимофеевич», юбилейная
медаль «440 лет Сибирскому казачьему войску».
Женат,
воспитывает дочь.
Адрес Алтайского ОКО СВКО: Юридический
адрес: 656043, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ползунова 41.
Фактический адрес: 656043, Алтайский
край, г. Барнаул, проспект Ленина 17
e-mail: 320001@internet.ru
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
КАЗАЧЕСТВО В
ИСТОРИИ
АЛТАЙСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА
Ещё в
XVII веке Томские и Кузнецкие казаки проникли на территорию Алтая в роли разведчиков
и дипломатов. В 1708 г. кузнецкий воевода Михаил Овцын получил указ Петра I о строительстве Бикатунского острога для
сбора ясачной казны и «к поселению пашенных крестьян». В начале XVIII в. на
Алтае появились первые укрепленные пункты – Белоярская и Бийская крепости. В
феврале 1726 г. уральскому заводчику А.Н.
Демидову была предоставлена Берг-привилегия – разрешение на добычу руд и
выплавку меди «в Томском и Кузнецком уездах». Уже к началу 1727 г. на берегу
Локтевки появился небольшой посёлок мастеровых, отстроилась деревянная крепость
и дымили две плавильные печи, в которых переплавляли руду из близлежащего воскресенского
месторождения. С этого и началось горно-промышленное развитие края.
Однако заводы
оказались вблизи крайне неспокойных регионов, откуда в любую минуту могли нагрянуть
воинственные кочевники. Требовалась охрана заводов и первых русских поселений. По
указу Сената на алтайские заводы были посланы
«из городовых казаков посменно команды», а также солдаты Кузнецкого гарнизона и
беломестные казаки Бердской и Белоярской крепостей. Главную роль в охране
округа и поддержании «порядка и спокойствия» в нем играли казаки. Городовые казаки
охраняли заводы с самого
момента их строительства. К осени 1727 г. для защиты заводов Демидов
получил 50 тарских казаков, которых
он вооружал и
содержал на свой
счёт. Но заводской канцелярии казаки требовались не только и не столько
для охраны, сколько для горнозаводских работ. В декабре 1747 г. военная коллегия
разрешила определять в работу военнослужащих,
если для обороны
«нужды не будет». Казаки работали
на заводах и рудниках, жгли уголь,
гнали дёготь и
смолу. Сибирский приказ также разрешил использовать казаков на
временной работе, но запретил «выключать» их из комплекта без указа
Императрицы. Казаки отчаянно противились
«переквалификации». Определение в
«бергаурскую науку», они рассматривали как весьма тяжёлое наказание и просили
перевести их на военную службу с последующим освобождением от
горных работ. Однако выбор
был невелик, и казаки в то время были единственным резервом рабочей силы.
До середины XIX
в. сохранившиеся формирования
городовых казаков выполняли и
полицейско-хозяйственные функции, оставаясь
главным внутренним стражем в уездах.
К
началу XIX века, в связи с довольно заметными изменениями в регионе в лучшую
сторону начались изменения и в казачестве, особенно в линейном. Воинственная
Джунгария давным-давно исчезла с политической
карты мира, обстановка в Горном Алтае и в Горной Шории
стабилизировалась. В 1819 г. Кузнецкая крепость была исключена из штатных оборонительных сооружений.
В 1847 г.
начался вывод казаков Кузнецкой линии: было
выведено две сотни
и столько же в следующем. В 1848
г. северная часть
Колывано-Кузнецкой линии – до Кузнецка – была упразднена. Часть казаков
переселили на р. Копал, остальных перечислили в крестьянское сословие и вместе
с отведёнными им в 1816–20 гг. землями, отдали в распоряжение заводского
начальства. Редуты и маяки от
Бийска до Кузнецка
пришли в негодность.
В 1855
г. генерал-губернатор Западной Сибири решил
упразднить и Бийскую (Колыванскую) линию.
За этим последовало
выселение казаков с
Бийской линии в Зайсанский край (долины рек Джемини и
Верхней Бухтармы). 14 июля 1867 г. началось переселение казаков
9-го и 10-го
полковых округов, занимавших Колывано-Кузнецкую (Бийско-Кузнецкую) линию.
Первыми выводились казаки
Ануйского, Смоленского,
Терского и Николаевского
посёлков. Первоначально выселение
производилось по жеребьевке, позднее оставшиеся казаки огуль-но
вывозились на новые места в Казахские степи, но
вскоре Военный министр
издал новое распоряжение, запрещавшее обязательное
выселение казаков Бийской линии. Переселение было хорошо подготовлено,
производилось постепенно, достаточно
демократично, даже почти добровольно. Высочайше утверждённое 19
октября 1870 г. мнение Государственного
Совета «О водворении в Зайсанском крае двух поселений
из казаков Сибирского казачьего войска, расположенных на Бийской линии, одно на
реке Джемини при вновь устроенном Зайсанском посту, а другое – в долине Верхней
Бухтармы», регламентировало завершающий этап переселения. Предлагалось переселить
четыре офицерских семьи и 50 казачьих «посредством вызова охотников; если же
таковых окажется недостаточное число, – то по жребию». Казакам, изъявившим
желание переселиться в новые края на собственный счёт
(без пособий от казны),
предоставлялось право выбора
земельных участков, и земля передавалась
им в частную,
вечную и потомственную собственность. Переселяющиеся по
жребию казаки получали землю в
следующих размерах:
штабс-офицеры – по 400, обер-офицеры
– по 200, урядники и казаки – от 10 до 20 десятин удобной земли. Таким образом,
казаки укреплённых линий на
территории Алтайского горного округа,
приняли участие в
образовании Семиреченского казачьего войска.
Позднее (1866–81 гг.)
были упразднены 11-й и 12-й полковые округа. Казаки Горного округа
принимали активное участие в
Русско-Японской и Первой мировой войнах. Отношение алтайского
казачества к Советской власти было
неоднозначным, но, в
отличие от Донского казачества,
резких антисоветских выпадов здесь не было. 25 марта 1920 г. Советское правительство
издало декрет, позволявший создавать в
казачьих областях местные
органы самоуправления. Однако в
том же году ВЦИК распространил и на казачьи области общие законоположения о
землеустройстве и землепользовании, что обернулось ликвидацией
казачества как военного
сословия.


НОВОЕ
ВРЕМЯ
Процессы, развернувшиеся в
стране в 1990-е годы,
способствовали возрождению
культурно-исторических
традиций Алтайского казачества, которое в настоящее
время играет все
более активную роль
в общественно-политической жизни
региона.
На первом
этапе (1990-1996 гг.)
движение по возрождению
сибирского казачества на
территории Алтайского края
развивалось в целом в
рамках общероссийского казачьего общественно–политического движения,
ста-вящего перед собой задачи
политической реабилитации казаков,
как репрессированного народа, культурного возрождения
казачества, воссоздания
исторической памяти казачьих войск России.
Второй этап
(1997-2005 г.г.) связан
с созданием и
развитием государственной реестровой казачьей
организации сибирских казаков. Указом Президента
Российской Федерации от 12 февраля
1997 г. №
95 утверждается Устав Сибирского войскового казачьего общества, которое создается
в целях объединения
граждан Российской Федерации, взявших на себя обязательства по несению
государственной и иной службы (деятельности), проживающих в Алтайском крае и других
регионах Западной Сибири. В ходе третьего
этапа (с 2007
г. по настоящее время), основываясь на существующей
законодательной базе, осуществляются меры
по за-креплению за
членами казачьих обществ, прав и
возможности несения государственной и иной
службы. Это придает казачьему движению
направленность служения Отечеству.
В июле
2011 года принят
Закон Ал-тайского края
№ 89-ЗС «О
развитии казачества в Алтайском крае». Постановлением Администрации Алтайского
края от 23 ноября
2011 года № 676 утвержден Устав Алтайского отдельского казачьего
общества Сибирского войскового
казачьего общества. В
настоящее время осуществляется процесс
перерегистрации казачьих обществ,
входящих в состав
Алтайского отдельского казачьего общества
и приведение учредительных
документов и уставов в соответствии с
действующим законодательством.
В состав
Алтайского отдельского казачьего
общества входят 35 хуторских, станичных, городских
реестровых казачьих обществ Алтайского края, общей численностью 4200 человек,
из которых 1400 казаков вы-разили желание выполнять государственные обязательства. Кроме того,
на территории края действуют
14 общественных казачьих организаций,
не входящих в единый государственный реестр.
В целях
повышения уровня взаимодействия региональных
органов государственной и исполнительной власти Алтайского края
и казачьих обществ региона, распоряжением
Администрации Алтайского
края создана Рабочая
группа по делам казачества.
Основная цель работы группы - обеспечить выполнение нормативных правовых
актов Российской Федерации,
решений Совета при Президенте Российской
Федерации по делам
казачества в сфере деятельности казачества на территории региона.В
августе 2011 года, между Администрацией края, Пограничным управлением
ФСБ России по Алтайскому
краю и Алтайским отдельским казачьим обществом,
заключено трехстороннее
соглашение по привлечению казачества к защите
Государственной границы Российской Федерации.В пограничных районах
края станичными и хуторскими обществами сформированы
добровольные казачьи
пограничные дружины, члены которых совместно с пограничниками
выходят на охрану Государственной границы.


Обсуждение проблем на Казачьем круге
ДУХОВНЫЙ
ЦЕНТР КАЗАЧЕСТВА АЛТАЯ
Такое заслуженное
определение получил Свято-Никольский храм
г. Барнаула среди казаков.
Здесь происходили первые
для возрожденного казачества
духовные праздники и службы, с этого храма началось активное
участие казаков в восстановлении разрушенных временем
и властью православных церквей.Тонны земли,
мусора, истлевших деревянных конструкций
были вынесены и вывезены энтузиастами. Строительно-монтажные, сварочные, столярные,
плотницкие и художественно-оформительские работы
производились силами казачьего
предприятия и казаков. Уже мало кто
помнит внутренний и
внешний вид этого старинного
здания, забываются имена людей,
бескорыстно работавших над
возрождением храма. В
ответ на прошение начальника 3-й пехотной
Сибирской бригады Барнаульская городская дума постановила: «Для
постройки церкви Барнаульского
резервного батальона уступить в пользование
городской участок земли до тех пор, пока церковь существует».
Участок был избран рядом с воинскими казармами на линии Московского (ныне
Ленинского) проспекта. В 1906 году
новая воинская церковь
была освящена. Нередко в дореволюционное время ее называли Полковой:
«Никольская церковь вместительностью до 700 человек
до 1919 года
служила исключительно для
частей войск гарнизона Барнаула
и никогда не
была приходской». Несомненно, это
была воинская церковь и по предназначению, и по внутреннему устройству.
И сейчас зашедший в нее не может
ни обратить внимание на особенность ее молельного зала: он
рассчитан на то, чтобы здесь могло
уместиться солидное воинское
подразделение, построенное в
каре (четырехугольником). Одновременно
церковь духовно окормляла и
прихожан города.
Костяк приходской общины
в последующие годы
составляли рабочие и служащие
железной дороги. Трагична
судьба храма, в
разное время здесь размещался красноармейский клуб и склад. Купола
и верх колокольни
были снесены. Церковные росписи
уничтожены, иконы и утварь изъяты. В начале 90-х годов храм был возвращен верующим, началось
его возрождение, он
стал местом, где казаки города и
края периодически принимали
присягу, приобщались к
Вере и святым традициям. В 1991
году Святейшему патриарху
Алексию II во
время его визита
на Алтай, состоялась символическая
передача здания церкви командованием Барнаульского летного
училища, которому оно к тому времени принадлежало, а в
1998 году уже
была восстановлена колокольня, и
жители города после многолетнего перерыва услышали благовест. В жизни
сотен казаков Свято-Никольский храм остается
Центром духовного возрождения, в
котором каждый из
них принимая присягу
на верность Отечеству, казачеству и Вере православной обретает новую
жизнь и миропонимание.


По всему краю казаками, совместно с представителями Русской Православной церкви, как дань памяти славным предкам, устанавливаются поклонные кресты казакам-первопроходцам края, а так же на местах сражений и гибели казаков
КАЗАЧЬЯ
ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ –
ГОРДОСТЬ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ГОРДОСТЬ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
В честь
270-летия Змеиногорска, на
берегу Корболихи, казаками был установлен и открыт Памятник Ермаку. До
этого, с 1993 года, он находился на складе казахстанского города
Аксу в демонтированном виде.
Причиной непригодности памятника стали
действия казахских националистов, в результате которых
он был сильно поврежден.
Благодаря средствам,
собранным алтайским казачеством, скульптуре был
возвращен прежний вид и она
получила новую жизнь в городе Змеиногорске. Восьмиметровый монумент знаменитому атаману
можно увидеть в центре города, на площадке Нагорного
пруда. Ежегодно у подножия памятника проходит традиционный казачий праздник
«Потомки Ермака». На праздник съезжаются казаки со всего края. Постоянными
участниками мероприятий являются фольклорные коллективы Алтайского края. Нужно отметить,
что и сам
праздник «Потомки Ермака» прошёл на
славу. Молодые кадеты вместе
с взрослыми казаками
приняли участие в крестном ходе. У подножия памятника Ермаку был
проведён казачий обряд «Верстание в казаки»:
двенадцать казаков приняли
клятву служению Отечеству, казачеству
и Вере право-славной. Украшением всего
праздника стал гала-концерт казачьих творческих коллективов
края. В юбилейном для
истории казаков Сибири и Алтая 2012 году, в рамках подготовки
к празднику, впервые проведена спартакиада допризывной казачьей молодежи, организованная Алтайским отдельским казачьим
обществом совместно с Управлением
Алтайского края по
физической культуре и спорту. В
соревнованиях приняли
участие около ста ребят
из Барнаула, Чарышского,
Заринского, Романовского, Каменского, Змеиногорского районов Алтая.
В программу состязаний вошли – подтягивание на
перекладине, сборка-разборкаавтомата, снаряжение магазина патронами, стрельба из пневматической винтовки, эстафета
«Казачья полоса препятствий», бег
на «Казачью версту» (1067
метров), перетягивание каната.
Кроме того проводились творческие
конкурсы: представление команд (визитка)
и «конкурсный обед» –
ребята готовили блюда традиционной казачьей кухни и театрализовано подавали
их членам жюри, состоявшего
из старейшин казачьих обществ. Спартакиада была
проведена за счёт грантов
губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально-ориентированных НКО
и молодёжной политики.

Крестный ход участников праздника «Потомки Ермака»

Памятник Атаману Ермаку,восстановленный казаками

КАЗАЧЬЕ
ОБРАЗОВАНИЕ В КРАЕ
В составе
действующей рабочей группы
по делам казачества, выделена
группа специалистов по изучению перспектив развития казачьего образования. Ей
предстоит изучить
возможности создания центров
казачьего образования в различных местах Алтая с учетом местных особенностей.В настоящее
время в Змеиногорском, Поспелихинском и Рубцовском
районах края, Алтайским отдельским
казачьим обществом создано 9 казачьих классов на базе 4-х
муниципальных образовательных учреждений. В них обучается 180 детей. Высокую
оценку этого направления деятельности
казачества дают главы районных
и муниципальных образований. Многие
руководители отмечают, что общественное признание
таких детско-юношеских заведений,
повышение уровня
успеваемости и поведения учащихся
связано, прежде всего,
с той высокой ответственностью, которую они
добровольно и сознательно принимают на
себя, постигая историческую славу
Сибирского казачества,
стремясь быть достойными героических
подвигов своих отцов
и дедов при
защите Отечества. Лучшие выпускники по окончании
школы продолжат свое
образование при поддержке казачьего общества,
а основная часть
займет свое достойное место рядом со старшими казаками.Казачье
кадетское образование на Алтае требует
своего юридического оформления. Власти Алтайского края подчеркивают, что
создать систему казачьего образования невозможно
одним росчерком пера. Необходимо очень точечно подходить к открытию
подобных учебных заведений, корпусов
и классов: выстраивать
систему постепенно – там,
где есть сильные
казачьи общества, центры. Необходимо опираться на
людей, которые связаны с казачеством,
видят свою цель в развитии этого движения. Управлению края по образованию и
делам молодежи поручено рассмотреть вопрос о возможности создания на базе
средней общеобразовательной школы № 23 города Рубцовска краевых ресурсных
центров по развитию казачьего кадетского
образования в регионе. Совместно с
Алтайским отдельским казачьим
обществом управление будет разрабатывать примерные
программы семинаров, курсов
повышения квалификации педагогических и
руководящих работников системы
образования края по
преподаванию казачьего образовательного компонента
в учреждениях общего и дополнительного образования детей.


Кадетский лицей СОШ №23 города Рубцовска
КАЗАЧЬИ
ПРОЕКТЫ
В рамках
программы «Развитие туризма
в Алтайском крае»
на 2011-2016 годы, разрабатывается проект
туристического маршрута «Казачья
подкова Алтая». Презентация и обсуждение
результатов
научно-исследовательской работы
по проектированию туристического марш-рута
«Казачья подкова Алтая»
прошли на базе Краевой универсальной научной библиотеки
им. В.Я. Шишкова. Разработка
проекта выполнена учеными Алтайского ГТУ имени И.И. Ползунова, совместно
с Алтайским отдельским казачьим обществом.
В дискуссии приняли
участие представители органов исполнительной
власти, алтайского казачества, вузов, туристического бизнеса. Маршрут «Казачья подкова
Алтая» проложен по местам расположения
объектов Колывано-Кузнецкой
оборонительной линии XVIII-XIX
веков. Это автомобильный трансграничный, историко-культурный
маршрут общей протяженностью 2300 км. Он проходит по территории 12
районов Алтайского края:
Ельцовского, Солтонского, Бийского,
Смоленского, Быстро-истокского, Петропавловского, Усть-Калманского, Чарышского, Краснощековского, Курьинского,
Змеиногорского, Третьяковского. Кроме
того, он включает города Российской Федерации: Бийск и
Змеиногорск в Алтайском крае, Новокузнецк
в Кемеровской области,
а также в Республике Казахстан – Усть-Каменогорск.«Изюминкой» маршрута
является то, что он
проходит по местам традиционных казачьих
поселений и позволяет
познакомиться с историей, бытом, традициями и современным укладом
жизни казаков. Также
он будет представлять большой интерес
для поклонников сельского
туризма. В Бийске,
Смоленском районе маршрут
будет пересекаться с маршрутом «Малое
Золотое кольцо Алтая»,
а в Ельцовском, Чарышском,
Краснощековском, Курьинском,
Змеиногорском и Третьяковском районах,
и в городах Бийске и Змеиногорске, – с маршрутом «Большое Золотое кольцо Алтая».

Маршрутами «Казачьей подковы»
ОБСУЖДАЯ
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
В сентябре
этого года Губернатор
Алтайского края провел
рабочую встречу с атаманом Сибирского
Войскового Казачьего общества Г.Н. Приваловым. На встрече речь шла о значении
казачества на территории
Сибирского федерального округа
и региона и его
развитии. Губернатор края А.Б.
Карлин отметил, что на протяжении всей истории, казачество на
Алтае охраняло внешние границы государства, а так же успешно
вело хозяйственную деятельность. «В
настоящее время мы стараемся сохранять и поддерживать казачьи
формирования, созданные в
регионе. Оказываем им поддержку в аграрном секторе в рамках
программы «Социальное развитие села». В четырех образовательных учреждениях
края имеются казачьи кадетские классы», - напомнил Александр
Карлин. Глава региона подчеркнул, что в Алтайском крае, в 2011 году был принят
региональный закон о развитии
казачества, определивший основы
его развития на территории края,
ввел в действие механизм регулирования отношений, связанных с привлечением казаков
к несению государственной. Казачьи объединения в регионе взаимодействуют с
пограничной службой по вопросам охраны Государственной границы, оказывают существенную
помощь по пресечению нарушений общественного
правопорядка, охраняют леса. «Мы хотели бы в качестве партнёра видеть реестровое
казачество, которое соблюдает исторические традиции и чтит закон», - подчеркнул
Губернатор.

Встреча Губернатора края А.Б. Карлина с атаманом Сибирского войскового
казачьего общества Г. Н. Приваловым. 9 сентября 2012 года

Встреча Губернатора края А.Б. Карлина с атаманом Сибирского войскового
казачьего общества Г. Н. Приваловым. 9 сентября 2012 года
СИБИРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО-
ОТЕЧЕСТВУ СЛУЖИВАЯ РАТЬ